ЦБ РФ: каких клиентов банкам считать сомнительными и тщательно проверять

Главная \ СПРАВОЧНАЯ \ НОВОСТИ И СТАТЬИ \ Конфиденциально \ ЦБ РФ: каких клиентов банкам считать сомнительными и тщательно проверять
ЦБ РФ: каких клиентов банкам считать сомнительными и тщательно проверять

Закон обязывает банки не только идентифицировать клиента, но и проверять информацию о совершаемых клиентом сделках, которые вызывают подозрение. Чтобы банки лучше понимали, куда «копать», Банк России выпустил методические рекомендации по проверке клиентов. Полагаем, что они будут полезны и самим клиентам банков, поскольку помогут сориентироваться в ситуации и избежать подозрений в незаконных операциях.

Наряду с налоговым органом хозяйственную деятельность налогоплательщиков и уплату налогов и взносов теперь контролируют еще и банки. В ходе проверки клиента банки могут запрашивать дополнительные документы по его деятельности, их перечень Федеральным законом № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов…" и положением Банка России от 02.03.2012 № 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации…") не ограничен.

Итак, по закону банки должны проверять информацию о сделках, совершаемых клиентами. Это делается, чтобы пресечь легализацию (отмывание) преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации и другие противозаконные операции. Если у банка возникнут подозрения в законности операции, он может даже отказать в выполнении распоряжения клиента (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

 

О том, что именно проверять и каких клиентов считать сомнительными ЦБ РФ рассказал в Методических рекомендациях Банка России от 21.07.2017 № 18-МР "О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".

 

Каких клиентов банки считают сомнительными

 

В первую очередь банки будут обращать внимание на тех клиентов, которые платят налоги в незначительных размерах – менее 0,9% от дебетового оборота по счету. Напомним, что ранее это значение составляло 0,5% оборота по счету (см. методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 № 10-МР).

Это не единственный признак совершения клиентом сомнительных операций. Банк России называет дополнительные признаки деятельности, вызывающей подозрения:

 

  • со счета не производятся выплаты зарплаты работникам клиента, перечисление НДФЛ, страховых взносов либо такие платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты;

  • фонд зарплаты сотрудников установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;

  • по счету уплачивается НДФЛ, но не перечисляются страховые взносы;

  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами обычных операций клиента;

  • производимые по счету клиента платежи не имеют отношения к затратам по осуществляемому им виду деятельности. При этом не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента, например, оплата аренды, коммунальных платежей, закупка канцелярских товаров и др.;

  • нет связи между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;

  • резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного клиентом максимального оборота денежных средств по счету;

  • денежные средства зачисляются на счет клиента от покупателей за товары, услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, которые НДС не облагаются (например, заем, обеспечение обязательств, реализация лома и пр. необлагаемые операции).

 

Также банки обязаны знать об устройстве, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью перевода денежных средств. Речь идет об IP-адресе, МАС-адресе, номере SIM-карты, номере телефона или ином идентификаторе устройства. Если идентификатор устройства клиента совпадает с идентификатором другого клиента, счета которого ранее были закрыты, такого клиента следует относить к категории повышенного риска и проверять информацию о совершаемых им сделках.

Кроме того, к категории повышенного риска будут отнесены клиенты банка, доверенные лица которых (получили криптографические ключи и аутентификационную информацию для работы в системе дистанционного банковского обслуживания) представляют также интересы других клиентов, счета которых были закрыты в рамках противолегализационных мероприятий.

 

Подробнее: https://buh.ru/articles/documents/59740/?utm_campaign=3697987&utm_source=SendPulse&utm_medium=push